Блогеров хотят обложить налогами. Реакция диджитал-сообщества
Председатель парламентского комитета по экономической политике Анатолий Аксаков предложил создать реестр блогеров, зарабатывающих на размещении рекламы. Как оказалось, представители диджитал-сферы не считают это наездом со стороны власти, хотя и не сильно верят, что инициатива воплотится.
Желание хорошее, но придётся договариваться
Желание властей регулировать сферу онлайн-видео можно понять, но вряд ли это принесёт значительные доходы в бюджет, считает гендиректор UPLAB Павел Тарелкин. К тому же, по его мнению, придётся договариваться с платформами, на которых хранится видео.
Есть и другое видение. Согласно данным WhatStat, блогеры, находящиеся в топ-десятке Рунета, получают от 100 до 700 тысяч долларов каждый год, и если считать их представителями малого бизнеса и заставить платить 15%-й налог (ЕНВД), госказна будет ежегодно пополняться на 260 млн рублей.
Отдельный вопрос – что делать с нерезидентами РФ, для которых Россия является значимым рынком. С них налоги уже не соберёшь.
«Заплатят, ничего страшного»
PR-специалист и блогер Mediabitch.ru Розалия Каневская не считает госрегулирование однозначным злом. Ничего страшного не произойдёт, если блогеры, получающие деньги от рекламодателей, заплатят налоги, считает она.
Гендиректор Blueberry и Vlogster Гайк Мкртчян называет инициативу хорошей. По его словам, рынок рекламы нуждается в контроле из-за обилия «сомнительных» продуктов – табака, алкоголя, финансовых пирамид, – а блогеры не несут никакой ответственности за продвижение таких товаров или услуг.
Что интересно, законодательство даёт определение слова «блогер». Согласно Федеральному закону, блогером считается владелец сайта с общим доступом и более чем тремя тысячами посетителей в сутки, и у него есть право распространять рекламу за деньги. При этом блогер, оказавший коммерческую услугу, приравнивается к предпринимателю. Но сложность в том, что механизм оплаты налогов ещё не прописан.
Придумали, но как реализовать?
Как собрать налоги с блогеров? Гайк Мкртчян считает инициативу Госдумы фантастикой, особенно ввиду того, что реклама становится нативной и всё менее похожей на рекламу. Кроме того, рекламодатели рассчитываются с блогерами, как правило, наличностью в конверте и не закрепляют отношения договорами.
Запутались в вопросах
Среди прочих неясностей – вопрос о том, как определить видеоблогера. Допустим, записал человек один ролик – и всё, он теперь видеоблогер? Или же нужно вводить дополнительные критерии: количество подписчиков/просмотров? И что считать рекламой? Пользователю понравился шампунь – он порекомендовал его в видеообращении. Считать ли такую информацию рекламной?
Эти нерешённые вопросы говорят о том, что сфера Интернета – тёмный лес для российских законодателей, считает директор по развитию «Блогун» Светлана Просвирова. По её словам, реализация депутатских инициатив приведёт к тому, что выйти из тени согласятся только самые маститые, а остальные попрячутся по углам.
СЕО Faces Ольга Вяткина считает, что депутаты ничего подобного не примут, а если даже закон вступит в силу, то блогеры просто накрутят прайс, заложив издержки в свои гонорары. При этом их малоизвестные коллеги останутся в тени – и «будет как всегда: или дорого-бюрократично, или дёшево и быстро, но нелегально».